«И-Цзин» очень многослойный текст. Мы можем относиться к «Книге Перемен», во-первых, как к документу определённой эпохи, как к важнейшему из классических текстов, а во-вторых, как к гадательному тексту.

«И-Цзин» - один из наиболее известных и почитаемых трудов китайской философии. За почти пять тысяч лет её существования множество философов и мудрецов занимались толкованием и анализом афоризмов Книги, формировали и комментировали её.

Так почему «Книга Перемен» относится к гадательному тексту?  Дело в том, что она содержит не просто знания, а ключ к получению информации. Поэтому не даром ее называют «И-Цзин» - оракул, вещун, прорицатель. В сфере гаданий и в сфере бессознательного при использования  символов И-Цзин – «ответы» всегда соотносятся с «вопросами». Ее почитают, к ней обращаются за советом. Советы, которые дает эта книга - и полезны, и глубокомысленны.

Но смыслы, заложенные в тексте, являются иносказательными. Их нельзя понимать буквально. Древние мудрецы всегда использовали в своих высказываниях многослойное мышление. И в «Книге Перемен» это проявилось особенно отчетливо, но в предельно абстрактной форме. Хотя с каждой триграммой и гексаграммой связывают конкретный смысл. Каждому Гуа соответствует история или явление. И эти смыслы распространяются даже на каждую Ян яо и Инь яо. И каждое яо (линия гексаграммы) также соотносится с определённым событием или образом.

Если Ян обозначить как «да», а Инь как «нет», то рождается двоичная позиционная система счисления Событий и Перемен, которая позволяет получать математически осмысленные ответы на те или иные События, связывая их с теми или иными Переменами. Но изменчивость - сущность всего происходящего. Ничто не являлось полностью предопределенным, и главное, ничто не было совершенно неизменным. Так, если Вы обращаетесь к простой сис­теме гадания, следует ли Вам что-то делать - ответ в действительности никогда не будет «да» или «нет», он походит скорее на то, что настало «время действовать» или «еще не время».

И это придает трактовке символов «Книги Перемен» совершенно уникальную значимость, ибо каждая триграмма и гексаграмма, обладая свойствами двоичного числа, начинают отражать в явном виде прошлое, настоящее и будущее

 

 Уже в древнейших комментариях к «Книге Перемен» указывается, что первоначально было создано восемь символов из трех черт, так называемые триграммы (Ба Гуа). Они получили определенные названия и были прикреплены к определенным кругам понятий.

С древних времен существует взгляд на триграммы как на комбинацию из трех черт, каждая из которых символизирует: верхняя – Небо, средняя – Человека, нижняя – Землю. Здесь ясно видно отличие мировоззрения древних китайцев от взглядов, распространенных тогда и позднее во многих других цивилизациях: человек участвует в течение жизни как равный Земле и Небу, как активная сила, не только зависимая, но и способная воздействовать на окружающий мир, на обстоятельства, на судьбу.

В «Тайпин Цзин» Юй Цзи пишет: «Небо – это великая сила Ян. Земля – это великая сила Инь. Человек находится в центре, как и всё сущее. Небо непрерывно обращено книзу, его жизненные начала истекают вниз, Земля непрерывно получает от верха, её жизненные начала сливаются с верхом. Оба начала соединяются в центре, потому Человеку удобно находится посередине. Оба начала постоянно соединяются и взаимодействуют, сливаясь в центре, они сообща порождают всё сущее».

И в этом главное отличие «Книги Перемен» от других гадательных систем, где человеку отводится пассивная роль.

 

Каждая же гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. Их взаимное отношение характеризует данную гексаграмму. Принято считать, что нижняя триграмма гексаграммы относится к внутренней жизни, к наступающему и созидаемому, а верхняя – к внешнему миру, к разрушающемуся и отступающему. Нижняя триграмма описывают внутреннюю жизнь личности. Верхняя триграмма - внешний мир. Всего имеется 64 гексаграммы, описывающие различные состояния человека.

 

По теории «Книги Перемен», весь мировой процесс представляет собою чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, и каждая из таких ситуаций символически выражается одной из гексаграмм, которых всего 64. Гексаграммы пишутся снизу вверх, и в соответствии с этим счет черт в гексаграмме начинается снизу.

Позиции яо

Их названия

6

верхняя

5

пятая

4

четвертая

3

третья

2

вторая

1

начальная

 

Один тип яо представляет собою целые горизонтальные линии: они называются Ян (световые), по символике чисел – девятки (№ 9).pal

Другой тип яо - это прерванные посредине горизонтальные линии: они называются Инь (теневые), по символике чисел – шестерки (№ 6).pal2

И числа 9 и 6 используют для указания лет, потому что в И-Цзин – Ян линия занимает 9 лет, Инь линия – 6 лет.

Таким образом, у нас есть 2 типа яо – Ян и Инь.

Все великие восточные философы, такие как Лао-Цзы, Конфуций и другие, утверждали, что Вселенная постоянно меняется, что неизменным во Вселенной остаются только перемены. А И-Цзин полностью говорит об изменениях, и в И-Цзин – это изменение Инь и Ян.

 

Какие же изменения могут происходить в этих гексаграммах?

Во время гадания – мы получаем гексаграмму, которая состоит из 6 линий. Также как и в триграммах – это яо Ян или яо Инь. Когда мы используем технику гадания, то для получения линий мы берём различные предметы (монетки, стебли тысячелистника, кубики…) и один вариант какого-то предмета мы обозначаем Ян, а другой Инь (например, орёл монетки – Ян, решка – Инь). Всего мы берём один какой-либо предмет в количестве 3 штуки (три монетки или три кубика).

В своем труде «Дао-Дэ-Цзин»  Лао-цзы писал: «Дао породило Одно, Одно породило Два, Два породило Три, Три породило Десять Тысяч Вещей». Таким образом, «2» представляет образ Земля, «3» – образ Неба. А все другие номера – это производные от № 2 и № 3.

Когда бросают 6 раз эти 3 предмета, учитывается сочетание Инь(№2)/Ян(№3) и получатся случайный выбор 6-ти символов для выбора яо гексаграммы.

 

Мы можем получить 4 разных варианта, каждый из которых обозначен номером:

1. Меняющаяся Янская линия № 9 - все Ян линии. 3 + 3 + 3, т.е. сумма ситуации = № 9.

2. Неменяющаяся Янская линия № 7.   2 + 2 + 3, сумма ситуации = № 7.

3. Меняющаяся Иньская линия № 6 - все Иньские линии. 2 + 2 + 2, и сумма ситуации = № 6.

4. Неменяющаяся Иньская линия № 8. 3 + 3 + 2, сумма ситуации = № 8.

 

Нас больше интересуют № 6 и № 9, т.к. это ситуации, где происходят изменение, но изменения постепенные. Почему именно здесь происходит изменение? Потому что здесь самые сильные Иньские линии (№ 6)и самые сильные Янские линии (№ 9). И это создаёт экстремальную ситуацию, поэтому там и происходят изменения.

 

Когда мы задаём вопрос к «И-Цзин», то получается гексаграмма, которая может иметь, а может и не иметь движущуюся (или меняющуюся) яо (линию). Если меняющиеся линии есть, то после изменений мы получим новую (вторую) гексаграмму. Таким образом, мы можем видеть изображение первоначальной гексаграммы, а также изображение новой гексаграммы. Первоначальная гексаграмма будет называться текущим Гуа, а новая гексаграмма – проектируемым Гуа. Текст меняющегося яо – это ключ к изменениям.

То есть, при ответе на вопрос спрашивающий получает, во-первых, ответ, а во-вторых – вариант развития в будущем ситуации, о которой был задан вопрос. В дополнение к первой гексаграмме рассматривается классическим образом выведенная из нее вторичная гексаграмма - как выражающая тенденцию последующего развития ситуации, предсказанной в первой гексаграмме.

Т.к. китайская философия базируется на убеждении в том, что человечество является частью Вселенной, и то, что случится в ближайшем будущем, может быть предсказано через чьё-то сознание в настоящем. То, что существует в сознании одного человека, может быть перенесено в совокупность на первый взгляд не связанных между собой результатов случайного эксперимента. Используя текст «И-Цзин», эти результаты могут быть проинтрепретированы с целью предсказания результата различных действий.

Считается, что практика гадания дает доступ к внутреннему оракулу, который отличается точностью и глубиной проникновения в тайны сплетения судеб людей и мира.
Для людей, интересующихся метафизикой, «И-Цзин» может стать мудрым советчиком, сопровождающим их в духовном и личностном развитии.

Почему «Книга Перемен» может помочь нам? Она осуществляет доступ к нашему бессознательному. Ответы на все вопросы - внутри нас. Бессознательное каждого из нас соединено с общим информационным полем. И именно оттуда мы черпаем достоверные ответы на свои вопросы с помощью интуиции или гадательных техник, одной из которых и является «И-Цзин». «Книга Перемен» позволяет проникнуть в эти глубины, чтобы мы могли услышать наш внутренний голос, лишённый сознательных наслоений - наших страхов, желаний, предубеждений и иллюзий.

И когда мы обращаемся к «И-Цзин» с вопросом, она отвечает нам с помощью какой-то определённой гексаграммы, которая в данном случае наиболее точно характеризует основные особенности ситуации, о которой мы спросили.

Есть шесть аспектов жизни, которые мы можем получить, интерпретируя гексаграммы:

  1. Удача
  2. Романтика
  3. Семья
  4. Бизнес
  5. Болезнь
  6. Судебный процесс

 

Если мы знаем ключи к этим знаниям, то можем расшифровать события недавнего прошлого, настоящего и ближайшего будущего. И когда человек владеет ключом будущему, он будет точно знать, что нужно делать для достижения лучшей жизни, будет знать, чего нужно избегать, как дистанцироваться от опасности и неудачи.

 

Вход на сайт

Яндекс цитирования Copyright © 2008-2017 Все права защищены